КОМПОЗИТОР СЕРГЕЙ БЕЛИМОВ

Кордепиано — музыкальный инструмент, изобретенный Сергеем БелимовымКордепиано — музыкальный инструмент, изобретенный Сергеем Белимовым в 1996 году и запатентованный во Франции и в России.

В основе его звучания — взаимодействие специальных резонаторов со струнами. В самом общем виде это могут быть струны любых существующих инструментов — арфы, виолончели, или, например, арабского ребаба или китайского эрху.

Современное фортепиано (рояль с его горизонтальным расположением струн, но не пианино) является наиболее перспективной изначальной моделью, поскольку, для организации движения резонаторов вдоль струн может быть использован существующий механизм клавишно-струнного взаимодействия. Звук, который воспроизводится, является суммой двух одновременных звучаний: струны, с одной стороны, и резонатора, с другой. Тембровые и агогические характеристики звука зависят от скорости перемещения, направления, силы прижатия, наличия или отсутствия дополнительной вибрации элемента воздействия с его фрикционной и резонирующей частями и струны музыкального инструмента. Техника кордепиано позволяет «длить» звук, сознательно управлять всеми возможными его характеристиками: атакой, затуханием, внутренней динамикой и характером вибрации, изменять тембровые характеристики получаемых звуков, использовать микроинтервалику, играть многозвучиями.

Несмотря на то, что современные компьютерные технологии могут быть использованы для осуществления электронно-сенсорного контактного или безконтактного типов связи между клавишей и элементом воздействия на струну, кордепиано не является электронным музыкальным инструментом. Это первый в мире акустический музыкальный инструмент, позволяющий композитору работать со звуком на уровне его микроструктур.

Исторически предшественником кордепиано можно считать «подготовленное фортепиано» Джона Кейджа, в котором «фортепианное звучание совмещается с перкуссионным». Звук «подготовленного фортепиано» остаётся, таким образом, дискретным, а новорождённый тембр остаётся неизменным в процессе исполнения сочинения, в то время как техника кордепиано наделяет звук континуальными возможностями и позволяет «на ходу» его трансформировать.